Участок дороги был построен в сотрудничестве Eesti Energia и партнеров при поддержке фонда Европейского союза LIFE+, в рамках проекта OSAMAT, направленного на изучение возможностей использования сланцевой золы. При подготовке торфяной базовой почвы дороги Симуна – Вайату на глубине до четырех метров в качестве связывающего вещества использовалась смесь сланцевой золы и цемента. В результате этого произошла масс-стабилизация почвы под шоссе.
«500-метровый испытательный участок дороги Симуна – Вайату поделен на пять частей, в каждой секции использовались разные виды и объемы золы и разное количество цемента. Таким образом мы проанализируем, какая из использованных смесей больше всего подходит для дорожного строительства», - поясняет один из руководителей проекта, руководитель по развитию окружающей среды Eesti Energia Тынис Меристе.
При строительстве дорог и шоссе мягкая почва обычно убирается и заменяется стабильным материалом. Другая возможность – масс-стабилизация, в результате которой мягкая почва укрепляется до необходимой прочности без удаления почвы. «В нашем проекте мы уже испытали масс-стабилизацию торфа при помощи смесей сланцевой золы и цемента. Содержащиеся в золе каменеющие связывающие вещества делают торф достаточно стабильным, позволяя создать на нем дорожное полотно», - говорит Меристе.
Стабилизация почвы на участке дороги Симуна-Вайату была закончена в октябре 2013 года. В конструкции было установлено специальное оборудование, при помощи которого можно было отслеживать, насколько она проседает. В июле 2014 на окаменевшей основе было построено дорожное полотно, нижние слои которого на протяжении половины участка дороги были созданы без использования цемента, с помощью золы с энергоблоков, работающих по технологии циркулирующего кипящего слоя, а другая половина была построена по традиционному способу, то есть – при помощи комплексной стабилизации.
Наблюдение за построенным участком дороги Симуна – Вайату будет проводиться до 2016 года, чтобы определить, какие изменения происходят с дорогой, построенной на сланцевой золе. «В ходе мониторинга окружающей среды, который будут проводить Институт химической и биологической физики ТТУ и Дорожно-технический центр, будут исследоваться почва, грунтовые воды, окаменение стабилизированного слоя, прочность конструкции и износостойкость дорожного покрытия», - сказал Меристе.
По словам Меристе, зола имеет очень схожие свойства с цементом, но использование золы в дорожном строительстве было бы экономически более целесообразно. «Поиск новых возможностей для применения золы, возникающей в качестве побочного продукта сланцевой промышленности, имеет очень важное значение, учитывая бережное отношение к окружающей среде. Важно, чтобы сланцевая зола получала все большее признание в качестве сырья, чтобы ее не считали только отходами», - поясняет руководитель по развитию окружающей среды Eesti Energia Тынис Меристе. Он отметил, что у сланцевой золы имеются и другие возможности применения – это ценное сырье для производства цемента, строительства и сельского хозяйства, где зола применяется в качестве нейтрализатора почвы и удобрения.
Первый этап проекта OSAMAT начался в 2011 году, когда зола применялась при создании находящегося под асфальтом стабилизационного слоя на участке дороги Нарва - Мустайыэ. Отрезок Симуна – Вайату был создан в рамках второго этапа OSAMAT. Цель пилотного проекта OSAMAT заключается в том, чтобы поддержать расширение использования сланцевой золы, возникающей при производстве электроэнергии из сланца. В проекте OSAMAT участвуют Nordecon, Eesti Energia, Ramboll и Департамент шоссейных дорог. Стоимость проекта – 2,4 миллиона евро, его поддерживает программа Европейского союза по софинансированию проектов в области окружающей среды LIFE+.
|