Доброго здоровья всем!
На тему Северного потока однажды я уже публиковал статью: https://aftershock.news/?q=node/631112. Мои тезисы и аргументы в статье и в комментариях о том, что СП «идёт не туда» остаются прежними, но добавляются новые соображения.
Изучая историю России в начале двадцатого века, обнаружил интересную аналогию с современностью, связанную с созданием крупных инфраструктурных проектов. На рубеже XIX-XX веков на побережье Балтийского моря строились морские порты и подъездные ж/д пути для ведения торговли. Одним из основных экспортных российских товаров был хлеб (древнейший энергоноситель). С началом ПМВ эти пути транзита, также как южные, черноморские («южный поток» хлеба) оказались перекрыты. Архангельский порт не мог обеспечить круглогодичную навигацию. Вот тогда и вспомнили о возможностях незамерзающего Кольского залива. В декабрь 1914 г. в Петрограде создаётся Управление по строительству Мурманской железной дороги, а уже 3 ноября 1916 г. Мурманская железная дорога сдана во временную эксплуатацию. В пару к железной дороге 3 апреля 1915 года был основан Мурманский порт, ну а 6 июля 1916 года Николаем II была наложена резолюция назвать новый город Романов‑на‑Мурмане. В общем, как обычно: гром грянул – мужик перекрестился.
Но это всё в прошлом, а ныне строим мы всё новые о новые «потоки» на запад для вывоза энергоносителей. И ведь нет никакой гарантии, что не наступит тот момент, когда бабушка Меркель назло Владимиру Владимировичу себе уши отморозит. Ну или любые другие форс-мажоры от организационных (черные списки Минфина США и пр.), до диверсионно-технических. Вот тогда и может повториться история столетней давности и придётся всё-таки строить Северный поток на север.
|