Как выясняется, ОАО РЖД хочет дать беспрецедентную скидку в 25% на перевозки белорусских нефтепродуктов в российские порты, чтобы забрать грузы у Прибалтики. По оценке экспертов, даже при дисконте дополнительные объемы могут принести монополии порядка 8 млрд руб. Но решение может быть и политическим: планы по сокращению транзита через Прибалтику обсуждались в сентябре на уровне спецпредставителя президента РФ Сергея Иванова, а “Транснефть” уже объявила о готовности сократить до нуля транзит нефтепродуктов в этом направлении, пишет “Коммерсантъ”.
На этой неделе правление ОАО РЖД рассмотрит возможность скидки в 25% на транзитные перевозки бензина, дизтоплива и мазута с НПЗ Белоруссии в российские порты Северо-Запада, сообщил источник в монополии. По его словам, скидка сделает тариф железных дорог РФ в этом направлении сопоставимым с тарифами на литовские порты Вентспилс и Клайпеда. До сих пор нефтепродукты из Белоруссии в направлении портов РФ не шли, говорит собеседник, поэтому любой привлеченный объем высокорентабельных перевозок нефтепродуктов обеспечит ОАО РЖД дополнительные доходы. Предполагается, что скидка будет действовать до конца 2018 года. Если она будет принята в обычном порядке, то вступит в силу через десять дней после публикации решения. В ОАО РЖД от комментариев отказались.
ОАО РЖД заинтересовано в перетягивании грузопотоков на фоне ухода нефтеналивных грузов в трубопроводы. По итогам года ожидается снижение погрузки нефти и нефтепродуктов на 6,2%, до 235,7 млн тонн, следует из презентации монополии. Одновременно низкодоходные грузы замещают высокодоходные: перевозки газойля (третий, самый доходный, тарифный класс) сократятся по итогам года на 4 млн тонн, а перевозки бензина стабильного газового (первый тарифный класс) вырастут на 3 млн тонн. В 2017 году ОАО РЖД прогнозирует сокращение перевозок нефти и нефтепродуктов на 2,9%, до 228,8 млн тонн. У монополии есть инструмент для управления грузопотоками — “тарифный коридор” (ОАО РЖД имеет право увеличивать тариф ФАС на 13,4% или давать скидку до 25% (для всех грузов до 3 тыс. км и для дорогих — второго и третьего класса — на более длинных плечах). Но для транзита этот механизм еще не применялся, говорит источник.
“Безусловно поддерживаем привлечение грузопотоков на территорию РФ и, в частности, данную инициативу,— заявили в “Нефтетранссервисе” (НТС). — Но успех проекта будет зависеть не только от ОАО РЖД, но и от других участников процесса”. В “Трансойле” говорят, что работа с портами, особенно Балтийского бассейна,— исторически одна из ключевых компетенций компании, и при переключении белорусских НПЗ на российскую перевалку она “будет изучать возможности по их обслуживанию с точки зрения пропускной способности станций и резервов портовых мощностей”.
Гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин отмечает, что спецпредставитель президента РФ по экологии и транспорту Сергей Иванов в конце сентября провел совещание по переключению перевозок с Прибалтики на порты РФ. Глава “Транснефти” Николай Токарев уже докладывал Владимиру Путину о намерении в ближайшие годы сократить до нуля поток нефтепродуктов по трубе в направлении портов Прибалтики, в 2016 году он составит 5 млн тонн, тогда как в прошлом году — порядка 9 млн тонн. Вчера в компании заявили, что если будет принято такое решение (о скидках ОАО РЖД), то российские порты на Балтике “смогут перелить все эти дополнительные объемы”. В “Роснефти” и “Газпром нефти” (поставляют на НПЗ Белоруссии давальческую нефть) отказались от комментариев. Источник в “Роснефти” говорит, что готовы рассмотреть схему “при ее экономической целесообразности”.
Тарифы Прибалтики всегда была стимулирующими, так как нужно было решать задачу загрузки портов, подчеркивает господин Иванкин. При перевозке через РФ тарифное расстояние на 40% длиннее, на ОАО РЖД приходится 600 км, а на Латвию — 450 км, чтобы нивелировать расстояния, приходится опускать тариф, говорит эксперт, оценивая дополнительный доход монополии с учетом скидки не менее чем в 8 млрд руб.
|