В конце мая оживилась повестка дня газового рынка на противоположном берегу Черного моря. С одной стороны, в Азербайджане официально запущен газопровод в Турцию. В скором будущем он станет частью Трансанатолийского газопровода (TANAP). Как ранее заявил турецкий министр энергетики Берат Албайрак, открытие всей магистрали состоится 12 июня. С другой стороны, на поклон к президенту России Владимиру Путину приехал его болгарский коллега Бойко Борисов. Приехал с челобитной — просить о продлении строящегося ныне «Турецкого потока» до Болгарии.
TANAP — магистральный газопровод из Азербайджана в западные районы Турции. Его мощность составит 31 млрд кубометров в год с возможностью увеличения до 60 млрд кубометров. Часть газа будет поступать на турецкий рынок, часть — следовать транзитом в Европу. Вместе с находящимся в стадии строительства Трансадриатическим газопроводом (запуск ожидается к 2020 году) TANAP должен составить так называемый Южный газовый коридор.
«Турецкий поток» — магистральный газопровод мощностью 31 млрд кубометров в год, соединяющий Россию с Турцией по дну Черного моря. Одна его нитка предназначена для поставок на турецкий рынок, другая — для транзита газа далее в Европу в обход Украины. 30 апреля этого года была завершена укладка морской части первой нитки газопровода, 27 мая заключено соглашение о его продлении до границы ЕС; ввод всей магистрали в эксплуатацию намечен на 2019 год.
TANAP и «Турецкий поток» часто называют конкурирующими проектами. Так ли это? Эксперты газового рынка уверены, что нет.
Во-первых, спрос на газ на турецком рынке растет — как благодаря росту местной экономики, так и в силу перехода страны на газовое топливо. Потребление газа в Турции выросло с 15 млрд кубометров в 2000 году до 53 млрд в 2017-м. Оно покрывается за счет импорта. По данным британской нефтяной компании ВР, сейчас свыше половины этого объема приходится на поставки из России, еще 6,5 млрд кубометров импортируется из Азербайджана, 7,7 млрд — из Ирана, остальное — сжиженный природный газ, главным образом алжирский. Не исключено, что именно СПГ станет первой жертвой более дешевого трубопроводного газа, избыток которого будет «съеден» продолжающимся ростом потребления.
Во-вторых, после 2019 года истекают контракты на транзит газа через Украину. А получать русский газ страны Южной Европы хотят и после этой даты. Поэтому загрузка второй, транзитной, нитки «Турецкого потока» практически гарантирована — это уже существующие объемы поставок, пока еще «украинские». Именно в эту канву хорошо ложится визит Бойко Борисова, скандально известного русофоба, ранее, помимо всего прочего, сорвавшего реализацию предшественника «Турецкого потока» — проекта «Южный поток» (чем нанес ущерб в 800 млн евро «Газпрому» и лишил Болгарию 16,7 млрд евро дохода). Болгария потребляет в год порядка трех миллиардов кубометров газа, практически весь этот объем — импорт из России, следующий через украинскую ГТС. И Борисов не одинок в стремлении получать российский газ через Турцию. Ранее уже обсуждалась возможность фактического включения транзитной части «Турецкого потока» в систему Южного газового коридора, и итальянский газовый оператор Snam воспринял эту идею с большим энтузиазмом.
Ну и, наконец, перед проектом TANAP может встать проблема нехватки сырьевой базы. Азербайджан сейчас добывает порядка 18 млрд кубометров газа в год. С учетом внутреннего потребления этого явно недостаточно для амбиций TANAP. Большие надежды в стране возлагают на освоение месторождения Шах-Дениз-2. Но в любом случае особо шиковать не получится: доказанные запасы газа в Азербайджане, по данным ВР, составляют всего 1,1 трлн кубометров — против, например, российских 32,3 трлн. TANAP рассчитывает на газ из Туркмении и Ирана. Теоретически это возможно. На практике, однако, подсанкционный Иран хотя и говорит о планах нарастить поставки газа в Европу (до 30 млрд кубометров в год), пока отдает предпочтение развитию более гибкого СПГ-производства и поставкам в Китай. На быстрорастущий китайский рынок ориентировано и 90% туркменского газового экспорта.
Даже высоких цен на нефть и девальвации уже не хватает, чтобы подтолкнуть стагнирующую экономику. Высокие реальные ставки, бюджетное правило, зависимость от импорта, да еще и ожидание роста налоговой нагрузки — палок в колесах слишком много
|