Газовый рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), на который рассчитывают как “Газпром”, так и независимые российские производители, может стать менее привлекательным. Власти стран АТР всерьез озаботились высокими ценами поставок и задумались об общем регулировании рынка по примеру Европы. Эксперты сомневаются, что странам АТР удастся создать серьезную регулирующую структуру, но указывают, что цены и так могут сильно снизиться из-за конкуренции между различными производителями, которые в последние годы переориентируются с европейского рынка на азиатский, пишет “Коммерсантъ”.
Вчера премьер-министр Малайзии Наджиб Разак на проходящей в Куала-Лумпуре конференции “Oil&Gas Asia 2013″ призвал к единому регулированию энергетического рынка Азии, “сталкивающейся со стремительными и радикальными изменениями в нефтегазовой отрасли”. Об этом сообщило агентство “РИА Новости”. До сих пор к совместному регулированию энергорынков руководство азиатских стан не призывало. Но за последние несколько лет страны АТР стали крупнейшими потребителями сжиженного природного газа (СПГ), который обходится им значительно дороже, чем государствам Европы. Логично, что для снижения цен эти станы задумались об объединении и общем регулировании этого рынка, говорит Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research.
По данным Фонда национальной энергетической безопасности, доля газа в энергобалансе АТР составляет около 11%, но спрос на него быстро растет. По оценке энергетического центра бизнес-школы “Сколково”, с 2000 года объем торговли СПГ в мире вырос на 156%, до 236 млн тонн (330 млрд куб. м). При этом доля АТР в структуре потребления за это время выросла с 40% до более чем 80%. Российские нефтегазовые компании рассчитывают, что к 2020 году спрос на СПГ в АТР еще удвоится.
Еще несколько лет назад главной задачей азиатских стран было найти поставщиков, но ситуация изменилась, говорит Валерий Нестеров. Рост потребления газа в Китае и авария на АЭС “Фукусима” в марте 2011 года сильно расширили рынок, взвинтив цены, напоминает эксперт. Так, средняя цена СПГ в Японии на начало года была выше европейской в 1,5-2 раза, достигая $570 за 1 тыс. куб. м. Это привело к тому, что крупнейшие производители сжиженного газа стали перенаправлять СПГ из Европы в Азию, стимулировав в ЕС спрос на трубопроводный газ “Газпрома”.
Но “Газпром”, который поставляет в АТР около 10 млн тонн СПГ в год с проекта “Сахалин-2″, планирует его расширять и построить для Азии еще один завод “Владивосток-СПГ”. АТР называют ключевым направлением для поставок СПГ НОВАТЭК и “Роснефть”, которые вскоре могут получить право прямого экспорта в обход “Газпрома”. Помимо России выйти на азиатский рынок СПГ готовятся Австралия и США. Рост предложения дает саранам АТР все возможности говорить о снижении цен, считает Дмитрий Марунич, глава Киевского института энергостратегий. В переговорах с российскими компаниями это уже сделала Япония, которую с начала года с презентациями своих СПГ-проектов посетили руководители “Газпрома”, “Роснефти” и НОВАТЭКа.
Столкнувшись с ростом цен, страны АТР могут задуматься о “создании чего-то вроде форума азиатских стран—импортеров газа наподобие ФСЭГ (Форум стран экспортеров газа.— ред.), но для защиты интересов импортеров”,— считает Михаил Корчемкин, глава East European Gas Analysis. Но он сомневается, что, “как и в случае с ФСЭГ”, организация импортеров может получить какое-то влияние. Крупнейшие импортеры СПГ в АТР — Япония, Южная Корея, Индия, Китай и Тайвань,— но у них слишком много политических противоречий для такого объединения, соглашается Дмитрий Марунич. Они могли бы координировать свои действия, говорит он, но для этого текущая конъюнктура рынка и высокие цены должны сохраняться в долгосрочной перспективе. Однако ситуация может быстро измениться: Япония думает о постепенном возврате к ядерной энергетике, а Китай стремится разрабатывать собственные месторождения сланцевого газа. Кроме того, может упасть цена на нефть, к которой привязано большинство долгосрочных контрактов на поставки СПГ.
Полноценного объединения стран-импортеров с общим регулированием рынка ждать не стоит, говорит Дмитрий Марунич. Европа, напоминает он, где гораздо меньше политических противоречий, шла к этому несколько десятков лет и до сих пор не сумела выстроить общие правила регулирования.
|